На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В гостях у Михалыча

1 599 подписчиков

«ОПЯТЬ ПОВРАТЬ СОБРАЛИСЬ»

«просто поврать» – это своеобразный код знаменитых поэтических и литературных вечеров-состязаний в России XIX века, когда молодые люди читали свои стихи, пьесы и рассказы по принципу состязательности: замысел автора и талант чтеца до глубокой ночи, иногда до рассвета оценивали такие же авторы поэтических строк или прозы. А старики ворчали: «Опять поврать собрались».
Такие собрания проходили и в усадьбе дворян Грибоедовых в селе Хмелита закладывая традиции классической русской литературы, которую потом читал мир. Как едко заметил в дневниках Грибоедов, «усадьба упражнялась в литературе, которой станет что-то штучное».



Хотя утверждение о том, что «Горе от ума» создавалось в Хмелите - вопрос спорный. Документальных подтверждений о том, что Грибоедов писал пьесу именно в Хмелите нет. Однако есть косвенные свидетельства. Например, сын последних владельцев имения, Н.В. Волков-Муромцев, пишет в воспоминаниях о том, что Грибоедов именно в Хмелите написал большую часть «Горе уму» – так первоначально называлась пьеса. Вторит ему и знаменитый «домовой» Хмелиты – конюх Прокоп. Он «Саньку», вслед за дядей, видевшим его своим наследником, называет «бумагомаракой» и подтверждает, что «писал он тут ту самую свою «комедь». Еще и подтрунивает над ним, дескать, «малец путал столовую с библиотекой», где «прямо ел книги».



О том, как "перенесла" усадьба нашествие Наполеона, тоже можно судить по воспоминаниям того же Прокопа) уверявшего, что в Хмелите в 1812 г. останавливался «сам Наполеон», и описывающего его в подробностях: «Он был высокий, с черными кудрявыми волосами и баками, и одет был в гусарский мундир».По словам некоторых историков , это единственная ошибка Прокопа во всех его рассказах, когда он Мюрата принял за Наполеона. Наполеон не мог оказаться в Хмелите, он шел по Смоленской дороге и останавливался в Вязьме. А Мюрат с кавалеристским корпусом шел через Белый по Бельскому большаку, Днепр перешел в Каменце и, видимо, свернул в Хмелиту на ночлег.



Про отступление французов Прокоп рассказывал другую историю: «Появился отряд французской пехоты. В Хмелите в это время стояли партизаны Бегичева». Это был конный отряд. «Все в синем одеты и кивер черный, их Бегичев так одел, пики у них, да шашки и пистоли. Наскочил Бегичев на французов под Барсуками (деревня в двух километрах от Хмелиты) и перебил почти всех, а пленных и раненых в Хмелиту привезли. Вон Мишки Жамова дед был один из раненых, так и остался в Хмелите, супротив маленькой церкви (Успенская?) жил. А потом, когда барин вернулся, в дом взяли камердинером».



В селе помнили об этом событии и уверяли, по словам мемуариста Волкова, что курганы в Спасском лесу неподалеку от Хмелиты — это могилы тех, погибших французов. Но Прокоп это отрицал, уверял, что курганы стояли и раньше, «когда я еще за юбку матушки моей держался». В рассказе о разгроме французов невероятным кажется только одно утверждение — о партизанском отряде Бегичева, такой факт не известен в биографии ни одного из братьев Бегичевых, Степана и Дмитрия. Может быть, был еще какой-нибудь Бегичев?



Во второй половине XIX века усадьба пришла в упадок и лишилась своей меблировки. В 1894 г. Хмелиту приобрёл граф П. А. Гейден, который не только отреставрировал старинный дворец, но и перевёз сюда собрание из 130 первоклассных картин своего тестя князя Дондукова-Корсакова, среди которых — живописные полотна Гвидо Рени, Рафаэля Менгса, Коро. После Октябрьского переворота собрание было национализировано и вывезено в столицы.



В советское время дворцово-парковый ансамбль подвергся планомерному уничтожению: «разобрали два флигеля, до неузнаваемости изуродовали Казанскую церковь, уничтожив трапезную и колокольню, снесли до основания два других храма, уничтожили часть построек хозяйственного назначения». После пожара 1954 года усадебный дом «стоял без крыши под снегами, дождями, разрушаясь на глазах»; его разбирали на кирпич местные крестьяне.



В 1967 г. в ситуацию вмешался знаменитый реставратор П. Д. Барановский. Его ученики В. Е. Кулаков и М. М. Ермолаев провели комплексную реставрацию памятника в (предполагаемых) изначальных формах середины XVIII века.



Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С.Грибоедова «Хмелита» образован на основе существовавшего с 1988 года музея-усадьбы А. С. Грибоедова Постановлением Совета Министров РСФСР № 356 от 10 сентября 1990 года «в целях сохранения памятников истории и культуры, уникального природного ландшафта и памятных мест, связанных с именем великого русского писателя А. С. Грибоедова».



































 
 
 

Картина дня

наверх