Михаил Пасечник предлагает Вам запомнить сайт «В гостях у Михалыча»
Вы хотите запомнить сайт «В гостях у Михалыча»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Развлекательно-познавательный портал

"ЛУННАЯ" СОНАТА ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА

развернуть

В обширном репертуаре мировой музыкальной классики трудно, пожалуй, найти более известное сочинение, чем "Лунная" соната Бетховена. Не надо быть музыкантом и даже большим любителем классической музыки, чтобы, услышав ее первые звуки, мгновенно узнать и с легкостью назвать и произведение, и автора.

Соната № 14 или "Лунная"

Что следует знать о Бетховене, о страданиях Христа, об опере Моцарта и о романтизме, чтобы правильно понять одно из самых известных в мире произведений, объясняет проректор Гуманитарного института телевидения и радиовещания, кандидат искусствоведения Ольга Хвоина




В обширном репертуаре мировой музыкальной классики трудно, пожалуй, найти более известное сочинение, чем "Лунная" соната Бетховена. Не надо быть музыкантом и даже большим любителем классической музыки, чтобы, услышав ее первые звуки, мгновенно узнать и с легкостью назвать и произведение, и автора.


Соната № 14 или "Лунная"

(до-диез минор, оp. 27, № 2),
первая часть


 

Исполнение: Клаудио Аррау


Одно уточнение, впрочем, требуется: для неискушенного слушателя узнаваемой музыкой "Лунная" соната исчерпывается. В действительности это не все произведение, а лишь его первая часть. Как и положено классической сонате, оно имеет еще и вторую, и третью. Так что, наслаждаясь "Лунной" сонатой в записи, стоит прослушать не один, а три трека — лишь тогда мы узнаем «конец истории» и сможем оценить все сочинение целиком.

Для начала поставим перед собой скромную задачу. Сосредоточившись на хорошо знакомой первой части, попробуем понять, что таит в себе эта волнующая, заставляющая к себе возвращаться музыка.

"Лунная" соната написана и издана в 1801 году и находится в ряду произведений, открывающих в музыкальном искусстве XIX век. Став популярным сразу после своего появления, это сочинение уже при жизни композитора породило немало трактовок. 

"ЛУННАЯ" СОНАТА ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА 
Портрет неизвестной. На миниатюре, принадлежавшей Бетховену, предположительно, изображена Джульетта Гвиччарди. Около 1810 года


Зафиксированное на титульном листе посвящение сонаты Джульетте Гвиччарди — юной аристократке, ученице Бетховена, о браке с которой влюбленный музыкант тщетно мечтал как раз в этот период, — побуждало аудиторию искать в произведении выражение любовных переживаний. 

"ЛУННАЯ" СОНАТА ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА 
Титульный лист издания сонаты для фортепиано Людвига ван Бетховена «В духе фантазии» № 14 (до-диез минор, оp. 27, № 2) с посвящением Джульетте Гвиччарди. 1802 год


Спустя примерно четверть века, когда европейское искусство оказалось объято романтическим томлением, современник композитора, писатель Людвиг Рельштаб, сравнил сонату с картиной лунной ночи на Фирвальдштетском озере, описав этот ночной пейзаж в новелле «Теодор» (1823);. Именно благодаря Рельштабу за произведением, известным профессиональным музыкантам как соната № 14, а еще точнее — соната до‑диез минор, оpus 27, № 2, закрепилось поэтическое определение "Лунная" (Бетховен своему произведению такого названия не давал). В тексте Рельштаба, сконцентрировавшем, кажется, все атрибуты романтического пейзажа (ночь, луна, озеро, лебеди, горы, руины), вновь звучит мотив «страстной неразделенной любви»: колеблемые ветром, о ней жалобно поют струны эоловой арфы, заполняя своими таинственными звуками все пространство мистической ночи;

Упомянув о двух весьма известных вариантах трактовки содержания сонаты, на которые наталкивают словесные источники (авторское посвящение Джульетте Гвиччарди, рельштабовское определение "Лунная"), обратимся теперь к выразительным элементам, содержащимся в самой музыке, попытаемся прочитать и интерпретировать музыкальный текст.

Задумывались ли вы о том, что звуки, по которым весь мир узнает "Лунную" сонату, являются не мелодией, а аккомпанементом? Мелодия — казалось бы, главный элемент музыкальной речи, по крайней мере в классико-романтической традиции (авангардные течения музыки XX века не в счет) — возникает в Лунной сонате не сразу: так бывает в романсах и песнях, когда звучание инструмента предваряет вступление певца. Зато, когда мелодия, подготовленная таким образом, наконец появляется, наше внимание оказывается полностью сосредоточено на ней. А теперь попробуем вспомнить (может быть, даже напеть) эту мелодию. Удивительно, но мы не обнаружим в ней собственно мелодической красоты (разнообразных поворотов, скачков на широкие интервалы или плавного поступенного движения). Мелодия Лунной сонаты скованна, зажата в рамки узкого диапазона, с трудом прокладывает себе путь, вообще не поется и лишь иногда вздыхает чуть более свободно. Особенно показательно ее начало. Некоторое время мелодия не может оторваться от исходного звука: прежде чем хоть чуть-чуть сдвинуться с места, он повторяется шесть раз. Но именно это шестикратное повторение выявляет значение еще одного выразительного элемента — ритма. Шесть первых звуков мелодии дважды воспроизводят узнаваемую ритмическую формулу — это ритм траурного марша.

На протяжении сонаты начальная ритмоформула будет возвращаться неоднократно, с настойчивостью мысли, завладевшей всем существом героя. В коде первой части исходный мотив окончательно утвердится в качестве главной музыкальной идеи, снова и снова повторяясь в мрачном низком регистре: справедливость ассоциаций с мыслью о смерти не оставляет сомнений.

Вернувшись к началу мелодии и проследив за ее постепенным развитием, обнаруживаем еще один существенный элемент. Это мотив из четырех тесно сопряженных, словно перекрещенных звуков, произнесенных дважды как напряженное восклицание и подчеркнутых диссонансом в сопровождении. Слушателям XIX века, а тем более сегодняшнего дня данный мелодический оборот не так знаком, как ритм траурного марша. Однако в церковной музыке эпохи барокко (в немецкой культуре представленной прежде всего гением Баха, произведения которого Бетховен знал с детства) он был важнейшим музыкальным символом. Это один из вариантов мотива Креста — символа предсмертных страданий Иисуса.

Тем, кто знаком с теорией музыки, будет небезынтересно узнать еще об одном обстоятельстве, подтверждающем, что наши догадки о содержании первой части Лунной сонаты верны. Для своей 14-й сонаты Бетховен выбрал тональность до-диез минор, используемую в музыке нечасто. В этой тональности — четыре диеза. По-немецки «диез» (знак повышения звука на полтона) и «крест» обозначаются одним словом — Kreuz, да и в начертании диеза есть сходство с крестом — ♯. То, что диезов здесь четыре, еще усиливает страстну́ю символику.

Вновь оговоримся: работа с подобными смыслами была присуща церковной музыке эпохи барокко, а соната Бетховена — произведение светское и написано в иное время. Впрочем, и в период классицизма тональности сохраняли привязку к определенному кругу содержания, о чем свидетельствуют современные Бетховену музыкальные трактаты. Как правило, характеристики, даваемые тональностям в подобных трактатах, фиксировали настроения, свойственные искусству Нового времени, но не порывали связей и с ассоциациями, зафиксированными в предыдущую эпоху. Так, один из старших современников Бетховена, композитор и теоретик Юстин Генрих Кнехт, считал, что до-диез минор звучит «с выражением отчаяния». Однако Бетховен, сочиняя первую часть сонаты, как видим, не удовлетворился обобщенным представлением о характере тональности. Композитор ощутил необходимость обратиться непосредственно к атрибутам давней музыкальной традиции (мотив Креста), что свидетельствует о его сосредоточенности на чрезвычайно серьезной тематике — Крест (как предначертание судьбы), страдание, смерть.

"ЛУННАЯ" СОНАТА ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА 
Автограф сонаты для фортепиано Людвига ван Бетховена «В духе фантазии» № 14 (до-диез минор, оp. 27, № 2). 1801 год


Теперь обратимся к началу "Лунной" сонаты — к тем самым, знакомым всем звукам, что приковывают наше внимание еще до появления мелодии. Линия аккомпанемента складывается из непрерывно повторяющихся трехзвучных фигур, резонирующих с глубокими органными басами. Первоначальный прообраз такого звучания — перебор струн (лиры, арфы, лютни, гитары), рождение музыки, вслушивание в нее. Легко ощутить, как безостановочно ровное движение (от начала до конца первой части сонаты оно не прерывается ни на мгновение) создает медитативное, почти гипнотическое состояние отрешения от всего внешнего, а медленно, поступенно спускающийся бас усиливает эффект ухода в себя. Возвращаясь к картине, нарисованной в новелле Рельштаба, вспомним еще раз об образе эоловой арфы: в звуках, издаваемых струнами только благодаря дуновениям ветра, мистически настроенные слушатели часто пытались уловить тайный, пророческий, судьбоносный смысл.

Исследователям театральной музыки XVIII века тип аккомпанемента, напоминающий начало Лунной сонаты, известен также под названием ombra (с итальянского — «тень»). На протяжении многих десятилетий в оперных спектаклях подобные звуки сопровождали появление духов, призраков, таинственных посланцев загробного мира, шире — размышления о смерти. Достоверно известно, что при создании сонаты Бетховен вдохновлялся совершенно конкретной оперной сценой. В эскизную тетрадь, где зафиксированы первые наброски будущего шедевра, композитор выписал фрагмент из оперы Моцарта «Дон Жуан». Это краткий, но очень важный эпизод — смерть Командора, раненного во время поединка с Дон Жуаном. Кроме упомянутых персонажей, в сцене участвует слуга Дон Жуана Лепорелло, так что образуется терцет. Герои поют одновременно, но каждый о своем: Командор прощается с жизнью, Дон Жуан полон раскаяния, потрясенный Лепорелло отрывисто комментирует происходящее. У каждого из персонажей не только свой текст, но и своя мелодия. В единое целое их реплики объединяет звучание оркестра, который не просто аккомпанирует певцам, но, останавливая внешнее действие, фиксирует внимание зрителя на моменте, когда жизнь балансирует на грани небытия: мерные, «капающие» звуки отсчитывают последние мгновения, отделяющие Командора от смерти. Завершение эпизода сопровождается ремарками «[Командор] умирает» и «Месяц совсем скрывается за облаками». Звучание оркестра из этой моцартовской сцены Бетховен повторит в начале Лунной сонаты почти буквально.

"ЛУННАЯ" СОНАТА ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА 
Первая страница письма Людвига ван Бетховена братьям Карлу и Иоганну. 6 октября 1802 года


Аналогий более чем достаточно. Но можно ли понять, почему композитора, в 1801 году едва переступившего порог 30-летия, так глубоко, так по-настоящему волновала тема смерти? Ответ на этот вопрос содержится в документе, текст которого не менее пронзителен, чем музыка Лунной сонаты. Речь идет о так называемом «Гейлигенштадтском завещании». Оно было найдено после кончины Бетховена, случившейся в 1827 году, но писалось в октябре 1802 года, спустя примерно год после создания "Лунной" сонаты.
Фактически «Гейлигенштадтское завещание» представляет собой развернутое предсмертное письмо. Бетховен адресовал его двум своим братьям, действительно уделив несколько строк распоряжениям о наследовании имущества. Все остальное — обращенный ко всем современникам, а возможно, и потомкам предельно искренний рассказ о переживаемых страданиях, исповедь, в которой композитор несколько раз упоминает о желании уйти из жизни, выражая в то же время решимость преодолеть эти настроения.

В период создания завещания Бетховен пребывал в пригороде Вены Гейлигенштадте, проходя лечение от мучившего его уже около шести лет недуга. Не каждому известно, что первые признаки потери слуха появились у Бетховена не в зрелые годы, а в расцвете молодости, в возрасте 27 лет. К тому моменту музыкальный гений композитора уже был оценен, его принимали в лучших домах Вены, ему покровительствовали меценаты, он покорял сердца дам. Болезнь была воспринята Бетховеном как крушение всех надежд. Едва ли не более болезненно переживался страх открыться перед людьми, такой естественный для человека молодого, самолюбивого, гордого. Опасение обнаружить профессиональную несостоятельность, боязнь насмешек или, наоборот, проявлений жалости заставляли Бетховена ограничивать общение и вести одинокую жизнь. Но и упреки в нелюдимости больно ранили его своей несправедливостью.

Вся эта сложная гамма переживаний нашла отражение в «Гейлигенштадтском завещании», зафиксировавшем переломный момент в настроениях композитора. После нескольких лет борьбы с болезнью Бетховен понимает, что надежды на излечение тщетны, и мечется между отчаянием и стоическим принятием своей судьбы. Однако в страданиях он рано обретает мудрость. Размышляя о провидении, божестве, искусстве («лишь оно… оно меня удержало»), композитор приходит к выводу о невозможности уйти из жизни, не реализовав полностью свой талант. 

В зрелые годы Бетховен придет к мысли о том, что лучшие из людей через страдание обретают радость. "Лунная" соната писалась в период, когда этот рубеж еще не был пройден. 

Но в истории искусства она стала одним из лучших примеров того, как из страдания может родиться прекрасное.



Соната № 14 или "Лунная"

(до-диез минор, оp. 27, № 2) 


 

Исполнение:Клаудио Аррау


http://arzamas.academy/





Сонатный цикл четырнадцатой фортепианной сонаты состоит из трёх частей. Каждая из них раскрывает какое-то одно чувство в богатстве его градаций. Медитативное состояние первой части сменяется поэтичным, благородным менуэтом. Финал – это «бурное клокотание эмоций», трагический порыв…он потрясает своей неудержимой энергией, драматизмом. 
Образный смысл финала "Лунной" сонаты в грандиозной схватке эмоции и воли, в великом гневе души, которой не удается овладеть своими страстями. Не осталось и следа от восторженно- тревожной мечтательности первой части и обманчивых иллюзии второй. Но страсть и страдание впились в душу с никогда не изведанной дотоле силой.





... ее можно было бы назвать и «сонатой аллеи», поскольку, по преданию, она писалась в саду, в полубюргерском-полудеревенском окружении, которое так нравилось молодому композитору» (Э. Эррио. Жизнь Л.В. Бетховена). 





Против эпитета «лунная», данного Людвигом Рельштабом, энергично протестовал А. Рубинштейн. Он писал, что лунный свет требует в музыкальном выражении чего-то мечтательного и меланхоличного, нежно светящего. Но первая часть сонаты cis-moll трагическая с первой до последней ноты, последняя – бурная, страстная, в ней выражено нечто противоположное свету. Лишь вторая часть может быть трактована как лунное сияние.





«В сонате больше страдания и гнева, чем любви; музыка сонаты мрачная и пламенная» - считает Р. Роллан.





Б. Асафьев восторженно писал о музыке сонаты: «Эмоциональный тон этой сонаты наполнен силой и романтическим пафосом. Музыка, нервная и возбужденная, то вспыхивает ярким пламенем, то никнет в мучительном отчаянии. Мелодия поёт, плача. Глубокая сердечность, присущая описываемой сонате, делает её одной из любимейших и доступнейших. Трудно не поддаться воздействию столь искренней музыки – выразительнице непосредственного чувства».




 




Ключевые слова: классическая музыка
Опубликовано 13.08.2016 в 11:06
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Михаил Пасечник
Михаил Пасечник 13 августа 16, в 11:07 Это потрясающе навека! Текст скрыт развернуть
3
Роза Белая
Роза Белая 13 августа 16, в 11:45 Спасибо за интересный пост! Текст скрыт развернуть
4
Михаил Пасечник
Михаил Пасечник Роза Белая 13 августа 16, в 13:37 рад, что понравилось,пожалуйста Текст скрыт развернуть
3
Галина александрова (НЕВОЛИНА)
Галина александрова (НЕВОЛИНА) 13 августа 16, в 18:54 Всегда слушаю сонату, как в первый раз... спасибо за вдохновение и мурашки... душа наполняется красотой... не могу напиться ! ! ! Текст скрыт развернуть
4
Светлана Старостина
Светлана Старостина 13 августа 16, в 19:25 Очень красивое произведение.....Обожаю "Лунную сонату" Текст скрыт развернуть
2
Наталья Романова
Наталья Романова 13 августа 16, в 22:17 Михаил, низкий поклон и благодарность за ваш пост! Очень интересно и познавательно!!! Текст скрыт развернуть
2
ВЯЧЕСЛАВ ГРИЦЕВ
ВЯЧЕСЛАВ ГРИЦЕВ 15 августа 16, в 03:27 Восхитительно! Гениально! Текст скрыт развернуть
2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 7
Комментарии Facebook
Немного забавной философии

Немного забавной философии

13 май, 14:40
+5 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
4 художника, чьи сердца похи…

4 художника, чьи сердца похищены котиками

13 май, 13:56
+5 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
25 актеров, очень похожих др…

25 актеров, очень похожих друг на друга

13 май, 09:49
+4 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Константин Симонов "Если дор…

Константин Симонов "Если дорог тебе твой дом"

13 май, 09:42
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
20 милых животных, посмотрев…

20 милых животных, посмотрев на которых невозможно не улыбнуться!

10 май, 11:57
+8 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Это – кот, ему так удобно!

Это – кот, ему так удобно!

9 май, 14:51
+10 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Георгий Рублёв — Это было в …

Георгий Рублёв — Это было в мае на рассвете

8 май, 13:07
+3 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
У них же лапки! Коты, которы…

У них же лапки! Коты, которые изменили жизнь хозяев

8 май, 12:51
+6 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Художник Ард Хелинк соединяе…

Художник Ард Хелинк соединяет прошлое и настоящее кинозвёзд на фото 

8 май, 09:59
+3 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Замечательная история от Иго…

Замечательная история от Игоря Губермана » Я тебя прощаю»

7 май, 15:20
+4 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
22 собаки, которые уверены, …

22 собаки, которые уверены, что они… кошки!

19 окт 15, 13:47
+83 15
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
10 котов, которые по уши втр…

10 котов, которые по уши втрескались в собак

6 июл 15, 08:21
+77 16
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Линия ангела-хранителя на ла…

Линия ангела-хранителя на ладони: есть ли она у вас?

23 фев 16, 16:14
+68 9
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
ПЯТНИЦА! КОТЫ- УМЕЛЬЦЫ!

ПЯТНИЦА! КОТЫ- УМЕЛЬЦЫ!

20 фев 16, 18:55
+65 17
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Умопомрачительный юмор от Фа…

Умопомрачительный юмор от Фаины Раневской

28 окт 15, 21:44
+53 13
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
30 котиков, в существование …

30 котиков, в существование которых сложно поверить

15 фев 16, 17:53
+53 6
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
ЭТА МОЛИТВА ЧИТАЕТСЯ ТОЛЬКО …

ЭТА МОЛИТВА ЧИТАЕТСЯ ТОЛЬКО РАЗ В ГОДУ! СИЛА МОЛИТВЫ - НЕИЗМЕРИМА!

7 фев 16, 20:53
+48 12
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
15 свежих анекдотов от Михал…

15 свежих анекдотов от Михалыча - немедленный подъём настроения гарантирован!

19 июл 16, 12:08
+45 8
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
УЗНАЙ КТО ТВОЙ АНГЕЛ-ХРАНИТЕ…

УЗНАЙ КТО ТВОЙ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ И ИКОНА-ЗАСТУПНИЦА

18 янв 16, 14:04
+42 17
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как Господь упал в яму - Муд…

Как Господь упал в яму - Мудрая притча с очень глубоким смыслом.

10 фев 16, 01:03
+42 10
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Замечательная история от Иго…

Замечательная история от Игоря Губермана » Я тебя прощаю»

7 май, 15:20
+4 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Пародия на «Дом, который пос…

Пародия на «Дом, который построил Джек» С.Маршака

6 май, 22:00
+1 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Самые смешные животные

Самые смешные животные

3 май, 12:41
+7 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Афанасий Фет.  Стихи

Афанасий Фет.  Стихи

24 апр, 09:25
+4 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Буревестник (мульт про школу)

Буревестник (мульт про школу)

22 апр, 14:37
+5 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
20+ способов украсить яйца н…

20+ способов украсить яйца на Пасху: простые и интересные варианты

22 апр, 09:12
+4 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
17 стихов Эдуарда Асадова, о…

17 стихов Эдуарда Асадова, от которых становится светло на душе

21 апр, 16:08
+9 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
25 фотографий, после которых…

25 фотографий, после которых трудно будет не завести питомца.

19 апр, 16:03
+7 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«Гарики» Игоря Губермана

«Гарики» Игоря Губермана

15 апр, 08:58
+6 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«Шастал на пляже в неженатом…

«Шастал на пляже в неженатом виде» — 55 отличных одностиший Леонида Либкинда

18 апр, 12:54
+7 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Немного забавной философии

Немного забавной философии

13 май, 14:40
+5 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
4 художника, чьи сердца похи…

4 художника, чьи сердца похищены котиками

13 май, 13:56
+5 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
25 актеров, очень похожих др…

25 актеров, очень похожих друг на друга

13 май, 09:49
+4 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Константин Симонов "Если дор…

Константин Симонов "Если дорог тебе твой дом"

13 май, 09:42
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
20 милых животных, посмотрев…

20 милых животных, посмотрев на которых невозможно не улыбнуться!

10 май, 11:57
+8 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Это – кот, ему так удобно!

Это – кот, ему так удобно!

9 май, 14:51
+10 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Георгий Рублёв — Это было в …

Георгий Рублёв — Это было в мае на рассвете

8 май, 13:07
+3 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
У них же лапки! Коты, которы…

У них же лапки! Коты, которые изменили жизнь хозяев

8 май, 12:51
+6 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Художник Ард Хелинк соединяе…

Художник Ард Хелинк соединяет прошлое и настоящее кинозвёзд на фото 

8 май, 09:59
+3 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Присоединиться

Поиск по блогу

Последние комментарии

Илюха Илюха
gala
ЛЮБОВЬ ДВУРЕЧЕНСКАЯ
gala
Илюха Илюха
Надежда Муханова (Третьякова)
Андрей
Благодарю.
Андрей Афанасий Фет.  Стихи
Slava1 Dmitrieva (Янко)
Совершенно замечательно. Спасибо!
Slava1 Dmitrieva (Янко) Буревестник (мульт про школу)
Константин Карякин
Надежда Муханова (Третьякова)